В электоральной повестке остается важный вопрос – гражданский контроль за выборами

Featured Image

В Москве прошло специальное заседание Совета по правам человека (СПЧ). Участники совещания говорили о реформировании избирательного законодательства и, в частности, о том, какие меры позволят сделать процедуру наблюдения за голосованием более открытой. Ряд предложений внес глава президентского Совета Михаил Федотов. Он вспомнил опыт первой думской кампании 1993 года, когда спорные вопросы решал третейский суд, и посчитал уместным вернуться к этой практике. Обсуждались и различные аспекты вовлечения граждан в наблюдательный процесс. Участники заседания также оживленно восприняли идею об организации общественных штабов по контролю за выборами. Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, заведующий кафедрой общей политологии ВШЭ Леонид Поляков, который участвовал в дискуссиях, прокомментировал эту инициативу:

В ходе заседания прозвучало много предложений, связанных с коррекцией ныне действующего выборного законодательства. Но самая главная проблема, которая поднималась – это проблема гражданского участия в наблюдении за выборами, то есть, мониторинг. Потому что по действующему закону правом наблюдения обладают только представители политических партий, могут присутствовать на избирательных участках представители СМИ, поэтому основная проблема заключается именно в этом. Существует довольно много разных общественных организаций, которые занимаются мониторингом выборов, так или иначе, прямо или косвенно – конечно, не нарушая действующего законодательства. Вот одна позиция состоит в том, чтобы разрешить этим представителям гражданского общества также присутствовать в качестве законных наблюдателей на избирательных участках, дать им возможность перейти от общего мониторинга уже к серьезному наблюдению.

Другая точка зрения заключается в том, что надо искать альтернативные варианты. В частности, Михаил Федотов, председатель Совета, напомнил о том, что в начале 90-х существовала такая инстанция, как третейский суд, на котором разбирались разные спорные вопросы. И он выдвинул еще одно предложение – чтобы на уровне муниципалитетов, где расположены все наши избирательные участки, сформировать наблюдательные комиссии из местного самоуправления, из граждан, проживающих там, где проводятся выборы, из добровольцев. Иными словами, из людей, которые действительно сами хотят участвовать в наблюдении, чтобы удостовериться в том, что их голоса учтены правильно, что никаких фальсификаций не было и что вообще результаты выборов легитимны.

Это основная дилемма. С одной стороны, поступают предложения от представителей различных НКО, наблюдающих за выборами в данный момент, и можно попытаться все-таки закон применить так, чтобы эти НКО получили статус наблюдателей. А с другой стороны – апеллировать к гражданскому обществу в более широком смысле. То есть, расчет на то, что гражданская инициатива в каждом конкретном муниципалитете приведет к тому, что граждане получат право создавать свои наблюдательные комиссии и быть в них представленными точно также, как и наблюдатели от партий и представители СМИ, именно на самом процессе голосования. Я инициативу Федотова поддержал.

Что касается конкретно третейского суда, то мне кажется, что это институт из далекого прошлого. Тогда это был поиск оптимального решения, и такая инстанция работала, но сейчас, мне кажется, мы продвинулись на более высокий уровень, и я не уверен, что практика того времени сегодня может быть адекватной.

Прозвучало и предложение о том, чтобы представители общественных палат регионов вошли в группы СПЧ. Я не против этого. 18 сентября мы будем создавать мобильные наблюдательные группы, и чем больше будет участие в них общественных организаций и таких институтов, как общественные палаты регионов, тем выше поднимется уровень доверия к такому мониторингу и тем эффективней выстроится очень важная координация с местными активистами и представителями гражданского общества, как правило, сосредоточенного именно в региональных общественных палатах.

Но я к сегодняшнему заседанию отношусь как первому шагу в работе на перспективу. Когда до выборов уже осталось три месяца, фактически менять законодательство неправильно. Самые последние изменения были сделаны в апреле, новый пакет вступил в силу. Считаю, что это эффективный акт: там гарантируются права наблюдателей, которых нельзя удалять без решения суда, там разрешается видео и фотосъемка. Я думаю, что на нынешнем этапе спешить с какими-то радикальными изменениями не стоит. А вот дальше, в 2017 году, особенно в перспективе президентских выборов нужно поработать так, чтобы гражданское общество действительно не чувствовало себя отделенным от этого процесса, чтобы все не было отдано на откуп исключительно элите политических партий. Так что наше сегодняшнее свидание – это как начало большой, непростой работы, которая должна завершиться выработкой пакета предложений. Как всегда, мы будем выносить это на очередную встречу с президентом, которые происходят обычно осенью.

Этот материал был впервые опубликован на сайте «Политаналитика«

List of Comments

No comments yet.