Эксперты о специфике предвыборной кампании 2016 года

Featured Image

Завершились предвыборные съезды всех наиболее заметных партий — как ведущих парламентских, так и не представленных в нижней палате. Озвучены программы, названы кандидаты по партийным спискам и одномандатным округам, началась подача документов на регистрацию в ЦИК. Все политические силы постарались обозначить цели, в основном это прохождение в Государственную Думу седьмого созыва. Ведущие эксперты рассказывают о том, чьим амбициям не суждено сбыться, кто может удивить, какие темы будут самыми актуальными в ходе дискуссий.

Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации

Кампания идет при значительном обновлении кандидатов, партии привлекли значительное число людей со стороны, не членов партий. Помимо этого видно, что уже сформировались определенные правила игры и их придерживаются системные игроки, что делает кампанию чистой, честной и конкурентной.

Александр Коньков, доцент факультета государственного управления МГУ

Главная специфика нынешней кампании — в расширении числа участников. Это касается как числа партий (14 могут участвовать без сбора подписей, плюс ряд других заявили о намерении начать сбор подписей), так и самостоятельных индивидуальных политиков — за счёт появления выборов по одномандатным округам. Интерес также представляет идеологическая база политических сил, идущих на выборы. Программы партий, чтобы привлечь избирателя, должны будут продемонстрировать не только актуальность рассматриваемых вопросов, но и способность сохранять свою релевантность в условиях довольно активно и подчас резко меняющихся обстоятельств.

Дмитрий Бадовский, председатель Совета директоров фонда ИСЭПИ

Запрос к депутатам меняется, но связано это не только с повесткой, а и с тем, что мы впервые 18 сентября выбираем кандидатов не только по партийным спискам, но и по одномандатным мажоритарным округам. Это кардинально меняет фон кампании и саму структуру общественного запроса. Люди осознают, что Дума — это и законодательный, и представительный орган власти. Задача депутатов — быть не только экспертами в законодательстве, но и надежными представителями интересов городов, территорий, районов и социальных групп. Это также обуславливает то, что депутаты должны представительствовать в защите интересов людей, в том числе в диалоге с исполнительной властью в центре и на местах. В обществе есть запрос на перемены, но не на революцию.

Очевиден новый тренд: среди россиян растет спрос на новые лица и на профессионализм политиков, а спрос на яркие личности и знаменитостей в Госдуме постепенно сходит на «нет». Политические партии могут обращать внимание на актуальную социологию или нет, но на выборах выиграет та, которая сможет правильно уловить эти запросы. А цена глухоты к общественным запросам не только разница в процентах по итогам голосования, но и непрохождение пятипроцентного барьера и потеря какого-то количества округов.

Алексей Зудин, Член экспертного совета Фонда ИСЭПИ

У нас намечается небольшая революция в нише партий думской оппозиции. Весь предыдущий период место партии номер два удерживалось коммунистами, но сейчас либеральные демократы, по крайней мере, на уровне предпочтений российских граждан, их опережают. Это говорит о реальной конкурентной ситуации на думских выборах и лишний раз подчеркивает, что конкурентные выборы сопровождаются достаточно высокой долей неопределенности. Так что вопрос о том, кто станет первой партией среди думской оппозиции, остается открытым.

Александр Пожалов, директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ

Позиционирование малых партий на идеологическом поле – категория достаточно условная и размытая. Альянсы и коалиции малых партий — это скорее пиар-ход для привлечения внимания, который серьезно не повлияет на перспективы этих партий на выборах. В большинстве случаев это альянсы непарламентских партий с правом идти в Госдуму без сбора подписей с малыми партиями, которые не заработали такой квалификации. У таких малых партий шансы на выборы в Госдуму связаны с исключительно борьбой в одном-двух, в некоторых случаях в трех одномандатных округах. На самом деле их задача-максимум более или менее реалистичная: попробовать пройти в парламенты одного, двух, трех регионов, выборы в которые будут происходить одновременно с выборами в Госдуму.

Евгений Минченко, директор международного института политической экспертизы

У «Родины» по одномандатным округам я пока не вижу очевидных фаворитов, которые бы выглядели как несомненные претенденты на победу. Тем не менее, 3% и госфинансирование были бы очень неплохим результатом.

ПАРНАС даже на 3% не рассчитывает. Партии можно всеми силами нарываться на снятие, чтобы просто не позориться. У «Яблока» достаточно предсказуемая десятка, она не стыдная, выглядит в какой-то степени коалиционно. Однако я считаю, что им надо было делать тройку или пятерку — этого было бы достаточно. И больше было бы мотивации у региональных групп на то, чтобы упираться за результат. А сейчас возникает вопрос: за что сражаться людям в регионах? В этом смысле я считаю, что ЕР и СР поступили мудрее, сформировав федеральные списки из одного человека.

Материал был впервые опубликован на сайте Политаналитика

List of Comments

No comments yet.