Государственная Дума, сформированная по итогам выборов 18 сентября 2016 г., отличается рядом важных особенностей

Featured Image

Интервью с Алексеем Зудиным, членом экспертного совета Фонда ИСЭПИ

Rethinking Russia: Существуют ли какие-либо существенные отличия в значении и роли Госдумы 7-го созыва для политической системы от предыдущих созывов?

Алексей Зудин: Государственная дума, сформированная по итогам выборов 18 сентября 2016 г., отличается рядом важных особенностей. Во-первых, недавние думские выборы прошли в соответствии с принципами большой реформы политической системы, инициированной президентом В. Путиным: конкурентность, открытость, легитимность. Результаты выборов не вызвали принципиальных претензий со стороны участников в лице партий и кандидатов и отторжения в общественном мнении. Это исключило повторение «казуса 2011 г.».

Во-вторых, формирование новой Государственной Думы проходило в соответствии со смешанной, пропорционально-мажоритарной моделью выборов. Половину новых депутатов составили одномандатники, избранные непосредственно гражданами конкретных территорий. Часть депутатов-«списочников» также прошли через выборы в одномандатных округах и в ходе избирательной кампании активно работали непосредственно «на земле». Выборы прошли по «локализованной повестке», основу которой составили запросы граждан конкретных избирательных округов. Персональный состав новой Думы также в значительной степени удовлетворяет общественному запросу на обновление депутатского корпуса: новая Дума обновилась почти наполовину, а состав самой многочисленной фракции, Единой России, («конституционное большинство») – на две трети. Все это наделило Государственную Думу новыми политическими качествами (повышенной способностью агрегировать предпочтения граждан), укрепило представительные функции, заметно повысило политический вес. Политическое лицо новой Думы определяет конституционное большинство Единой России и президентское супербольшинство в составе трех партийных фракций, окончательно оформившееся на основе «крымского консенсуса» (Единая Россия, ЛДПР, Справедливая Россия).

В-третьих, новые политические качества приобрели участники и сам институт думских выборов. Переход к «смешанной модели» формирования нижней палаты не означал возврата к политическим практикам 1990-х – начала 2000-х гг. Началась «нормализация» парламентских выборов. Кампания 2016 г. прошла по «реальной» (или локализованной) повестке, приближенной к конкретным запросам избирателей. Элементы шоу из российской политики уходят, заметно снизился и «скандальный потенциал». Явка специально не «накручивалась». Выборы перестают быть потрясением. На думские выборы 2016 г. одномандатники шли уже не как «свободные радикалы», а как представители партий, которые заметно укрепились на предыдущем этапе развития политической системы. Повысилась и ответственность партий перед избирателями. Прежде всего, это касается ответственности Единой России: предварительные выборы («праймериз») помогли приблизить кандидатов и предвыборную программу к предпочтениям избирателей. Возросшая политическая ответственность перед избирателями побуждает Единую Россию выстраивать более «обязывающие» отношения с правительством.

RR: Вячеслав Володин был назначен спикером Госдумы. Как личность и управленческий стиль Володина повлияют на работу Думы 7-го созыва?

АЗ: Новые политические качества породили запрос на новый стиль руководства Государственной Думой. По своим профессиональным и личным характеристикам В. Володин, рекомендованный В. Путиным и Д. Медведевым на пост председателя нижней палаты парламента, полностью соответствует необходимым требованиям. В. Володина отличает редкое сочетание политических и управленческих компетенций. Как политический деятель В. Володин формировался, прежде всего, как публичный политик, понимающий важность конкуренции, реальной политики, электоральных запросов граждан, а также центрального места диалога в политическом процессе.

Всероссийский авторитет В. Володин приобрел в качестве главного менеджера большой политической реформы, инициированной В. Путиным в 2012-2015 гг. В выступлении на первом пленарном заседании В. Володин предложил построить работу нижней палаты в соответствии с правилом: «Дума – это место для дискуссий». 5 октября 2016 г. В. Володин был избран на пост председателя Государственной думы 404 голосами: пропрезидентское супербольшинство в новой Думе впервые политически заявило о себе. В роли председателя к повышенному политическому весу новой Думы В. Володин добавит собственный политический вес и авторитет. Мандат на лидерство от президентского супербольшинства превращает Володина в проводника политического курса В. Путина в работе Государственной Думы.

RR: Распределение руководящих позиций в Госдуме прошло в соответствии с пакетным соглашением между фракциями, по которому Единая Россия получила пост председателя палаты, пять постов зампредов, включая должность первого вице-спикера, по одному посту досталось КПРФ (также должность первого вице-спикера), ЛДПР и Справедливой России. Насколько данное соглашение может упростить либо сделать более эффективной работу Госдумы? Можно ли было бы говорить о принципиально другом распределении в случае отсутствия пакетного соглашения?

АЗ: По итогам выборов Единая Россия, получившая конституционное большинство, имела полную возможность руководствоваться принципом «победитель получает все» и не делиться с оппозицией, но не пошла по этому пути. Посты в руководящих органах новой Думы были разделены в пропорции, аналогичной той, которая была в Думе 6-го созыва, когда Единая Россия обладала меньшим количеством мест.

«Партия конституционного большинства» прислушалась к пожеланию президента В. Путина, прозвучавшему на встрече с руководителями партий-участниц думских выборов: учитывать интересы меньшинства. Но это не альтруизм, а стратегический расчет: только проявляя разумную сдержанность, партия способна сохранять свою ведущую роль. Как и в ходе думской избирательной кампании, выбор был сделан в пользу качества итогового результата: качество законодательного процесса обеспечивается согласием участников, а это предполагает сотрудничество с оппозицией.

Разумная сдержанность, проявленная Единой Россией при распределении мест в руководстве новой Думы, позволяет также сохранить традиции межфракционного сотрудничества, заложенные в работе Думы предыдущего, 6-го созыва.

RR: Ожидается ли от присутствия в Думе депутатов-одномандатников усиление взаимодействия Думы с профсоюзными организациями, т.н. grassroots movements, и другими структурами гражданского общества?

АЗ: Приход в новую Думу депутатов-одномандатников укрепляет связи с избирателями непосредственно на местах. И это объективно расширяет возможности нижней палаты парламента по взаимодействию с гражданским обществом. В то же время было бы упрощением связывать необходимость взаимодействия Думы со структурами гражданского общества только с приходом одномандатников. Скорее, все дело в новом круге задач, стоящих перед новой Государственной Думой.

В своем напутствии депутатам 5 октября президент определил эти задачи следующим образом:   «В ходе избирательной кампании люди сформулировали запрос на содержательные изменения в экономике, социальной сфере … Чтобы вывести экономику на новую траекторию роста, нам нужно снять законодательные барьеры, которые стоят на пути развития конкуренции, притока инвестиций, внедрения современных технологий, обеспечить сбалансированное развитие российских регионов, северных, дальневосточных территорий … Конечно, особое внимание следует уделить решению задач в области образования, здравоохранения, жилищной политики, экологии, то есть в тех сферах, которые прямо влияют на благополучие людей, на социальное, демографическое развитие». Президент отметил также, что особая роль на этом пути будет принадлежать приоритетным проектам.

Решения, принимаемые нижней палатой парламента по этому кругу задач, должны основываться на широком гражданском согласии. Именно эти причины и делают необходимым активный политический диалог с участием всех, кто обладает правом законодательной инициативы, включая региональные парламенты, а также с подключением к нему структур гражданского общества. Новая Государственная Дума располагает необходимым политическим потенциалом и институциональными механизмами (процедуры «нулевого чтения», общественные слушания), чтобы стать постоянной площадкой для широкого политического и общественного диалога.

RR: В условиях непростой для России внешнеполитической обстановки как Вы видите деятельность Госдумы 7-го созыва на направлении межпарламентского сотрудничества?

АЗ: Еще одно направление деятельности, определяющее политическое своеобразие новой Думы, – «парламентская дипломатия». В условиях непростой внешнеполитической обстановки, санкционного давления и информационной войны, развязанной странами Запада против России, увеличивается значение сотрудничества по парламентской линии. На это обстоятельство указал В. Путин в своем выступлении перед депутатами на первом пленарном заседании новой Госдумы 5 октября.

Недавний опыт показывает, что национальные и местные парламенты стран Европы, тесно связанные с реальными интересами и настроениями своих граждан, гораздо ближе к политической реальности, чем национальные правительства и тем более наднациональные органы Европейского Союза, находящиеся под контролем «евроатлантистов», и выступающие проводником внешнеполитического курса США. Об этом свидетельствует резолюции Сената и Национального собрания Франции, решения нескольких региональных парламентов Италии, визиты в Крым парламентских делегаций из нескольких европейских стран.

Важную роль Государственная Дума, а также думские политические партии, способны сыграть в налаживании постоянного диалога с широким спектром политических сил, выступающих против подчинения национальных государств интересам евроатлантических кругов и приоритетам внешней политики США.

Фото: Игорь Головинов

List of Comments

No comments yet.