Открытые праймериз как инструмент совершенствования политической системы России

Featured Image

«Единая Россия» проводит обсуждения с местными отделениями партии вариантов проведения праймериз перед сентябрьскими выборами в региональные парламенты, парламенты административных центров и глав регионов. На данный момент на повестке находятся четыре модели. Первая — наиболее открытая модель — предусматривает участие в праймериз любого гражданина, обладающего правом голоса в данном регионе. Вторая модель требует от желающих проголосовать предварительной регистрации. Третья модель жестко увязывает право проголосовать на праймериз с членством в партии или в общественных организациях, связанных с ЕР. Наконец, согласно наиболее закрытой, четвертой модели, участвовать в голосовании могут только члены партии, также утвержденные в качестве выборщиков.

Так или иначе, важным, прежде всего, является факт расширения практики праймериз в России, что свидетельствует о развитии и совершенствовании политической системы, о чем в своем комментарии говорит политолог, доктор политических наук Ростислав Туровский.  

—  Если говорить о выборах в законодательные собрания, то здесь, несомненно, развитие и продолжение прежнего опыта, и прежде всего опыта прошлогодней думской кампании. Не всегда удавалось настоять на том, чтобы праймериз на выборы в заксобрания проводились по открытой модели, но после думской кампании все-таки было бы неправильно и самим регионам, и региональным партийцам игнорировать открытую модель. В русле новых тенденций переход на открытую модель праймериз на выборах в заксобрания безусловно необходим, и будет полезен для партии. И если другие партии пойдут по этому пути, то это может оживить губернаторские выборы и повысить уровень конкуренции, поскольку не секрет, что довольно часто выдвижение кандидатов оппозиционными партиями является кулуарным. И нередко  фактически губернаторы определяют, кто будет их соперником от той или иной оппозиционной партии. Но если партии перейдут к процедуре праймериз, то тогда неформальное влияние губернаторов на выдвижение оппозиционных кандидатов резко сократится. Я думаю, что это будет полезно для губернаторских кампаний и даже для самих губернаторов, чтобы они не чувствовали, что находятся в абсолютно тепличных условиях во время выборов. А другие партии, таким образом, могут выявить перспективных кандидатов, которые, пусть и проиграют губернаторские выборы, но смогут неплохо выступать и выигрывать на выборах и в региональные заксобрания, и на будущих думских выборах.

Вместе с тем эксперт обращает внимание на тот факт, что губернаторский корпус на данный момент не до конца разделяет энтузиазм относительно практики открытых праймериз. Ростислав Туровский говорит об этом следующим образом:

 — Вызвано это во многом тем, что сами губернаторы всеми возможными способами добиваются того, чтобы превратить праймериз в часть своей собственной кампании. Они  не заинтересованы в проведении собственных праймериз по открытой процедуре. Скажем так, закрытые праймериз для губернатора  — это абсолютно тепличные условия для него и его компании. Правда, это расхолаживает губернаторов,  поскольку при формальном характере закрытых праймериз, они их не используют даже для своей собственной раскрутки, хотя могли бы это делать, и для них самих было  бы это полезно,  и для продвижения своей программы, предложений по улучшению ситуации в регионе.

В связи с этим инициированное обновление губернаторского корпуса выглядит логичным шагом, необходимым для дальнейшего развития политической системы.

Источник: politanalitika.ru

List of Comments

No comments yet.