Визит Шавката Мирзиеёва: на пути к новому качеству российско-узбекских отношений

Featured Image

Состоялся официальный государственный визит президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Москву. В рамках визита центральное место было отведено переговорам на высшем уровне между президентами сторон. О ключевых темах и перспективах российско-узбекского диалога «Rethinking Russia» побеседовал с политологом, доцентом кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ Александром Гущиным.

RR: На какие темы из тех, что затронули на переговорах лидеры сторон, на Ваш взгляд, следует обратить внимание?

АГ: Прежде всего, на повестке стояли вопросы безопасности в Центральной Азии. Регион является одним из ключевых на постсоветском пространстве и при этом нестабильным. А Узбекистан в Центральной Азии – один из ключевых игроков. Стоит заметить, что с момента распада СССР Узбекистану удается сохранять свои позиции, проводя условно изоляционистский внешнеполитический курс. Видится, что, несмотря на определенные особенности внутриполитической ситуации в стране, Узбекистан демонстрирует признаки спокойного, планомерного транзита в будущем. При этом страна остается ключевым региональным партнером России. Одной из наиболее серьезных проблем Узбекистана остается исламский радикализм (особенно в восточных районах страны и в Ферганской долине); Россия на данном направлении может оказать необходимую поддержку.

Второй важный блок тем – сотрудничество в сфере экономики. Прежде всего, речь идет о  газовом соглашении с участием Газпрома (хочу обратить внимание на параллельно идущее активное развитие энергетического сотрудничества Узбекистана с Китаем). Также для сторон традиционно представляет взаимный интерес сельскохозяйственный сектор.

Отдельно стоит сказать о потенциальной либерализации режима для узбекских – прежде всего, трудовых – мигрантов. Безусловно, Узбекистан в этом смысле значительно отличается от Киргизии, значительная часть ВНП которой формируется за счет поступлений от трудовых мигрантов, но, тем не менее, на повестке этот вопрос также в числе наиболее актуальных.

Наконец, стороны, коснулись политических аспектов взаимодействия, в числе которых будущее Узбекистана в интеграционных форматах на постсоветском пространстве.

RR: Каким Вы видите будущее Узбекистана в интеграционных проектах на постсоветском пространстве?

АГ: Вопрос является дискуссионным. Лично я полагаю, что предпосылки для возвращения Узбекистана в ОДКБ имеются. Тем не менее, по всей видимости, страна будет сохранять аккуратный внешнеполитический курс. Интеграционные форматы на постсоветском пространстве испытывают определенные трудности, в то время как в Узбекистане имеется в достаточной степени развитая система обеспечения национальной безопасности, а также вооруженные силы (в частности, граница между Узбекистаном и проблемным Афганистаном хорошо охраняется). Это позволяет предположить, что текущий статус страны на международной арене сохранится в течение длительного времени.

RR: В каких областях, на Ваш взгляд, сосредоточен потенциал для более тесного взаимодействия сторон и какое место вы отводите межпарламентскому взаимодействию?

АГ: Российско-узбекские отношения сегодня обладают значительным потенциалом для роста и развития. Не в последнюю очередь этот потенциал сосредоточен в культурной и гуманитарной сферах. Ташкент – это крупный образовательно-культурный центр, соответственно логичным видится кооперация в области образования, например, программы двойных дипломов. Одним словом, существует множество не до конца задействованных форм взаимодействия. Инструментарий для этого способно, в частности, обеспечить межпарламентское сотрудничество сторон. Повторюсь, в Центральной Азии на сегодняшний день практически не существует вопросов, которые возможно решить без участия Узбекистана, а это значит, что Россия продолжит держать руку на пульсе событий.

 

Фото: © Sputnik

List of Comments

No comments yet.