Уроки арктического форума

Featured Image

На состоявшемся арктическом форуме российская сторона приняла активное участие в многостороннем диалоге по наиболее важным и актуальным проблемам региона. Среди знаковых событий форума стоит, прежде всего, отметить выступление Владимира Путина. Д.полит.н., профессор СПбГУ Александр Анатольевич Сергунин в экспертном комментарии «Rethinking Russia» обратил внимание на ключевые моменты речи президента, а также коснулся вопроса о том, насколько форум важен для развития русского севера.

 — Центральным тезисом выступления В.В. Путина и его прежних выступлений по аналогичным поводам была необходимость вывода арктического сотрудничества «за скобки» текущих — весьма непростых — отношений между Россией и Западом. Необходимо сосредоточиться не на выдуманных противоречиях, а на реальных интересах арктических и неарктических стран на Крайнем Севере. Нужно сконцентрироваться на том, что объединяет, а не разъединяет Россию и других игроков в арктическом регионе.

Говоря о переговорах Владимира Путина с президентами Финляндии и Исландии, следует обратить внимание на один важный момент. Мы не знаем, были ли это полноценные переговоры между тремя президентами или просто обмен мнениями перед пленарным заседанием на форуме. Собственно говоря, то, что было озвучено на форуме, это то, что Финляндия готова провести Арктический саммит в период своего председательства в Арктическом совете (2017-2019 гг.), а на её «полях» — встречу Путина и Трампа. В.В. Путин подтвердил свое согласие на такую встречу, хотя и оговорился, что она должна быть серьезно подготовлена.

Перед форумом В.В. Путин провёл совещание по вопросам реализации Госпрограммы по социально-экономическому развитию АЗРФ до 2020 г. (2014 г.). Там, видимо, прозвучала оценка хода реализации этой программы и намечены пути по решению существующих проблем региона. На самом форуме таких решений быть принято не могло, ибо он служит площадкой для дискуссий и налаживания контактов, а не органом для принятия решений или для заключения контрактов. В то же время, несомненно, форум имел большое имиджевое значение для АЗРФ, поскольку подтвердил приверженность федерального центра идее опережающего развития этого региона и сохранения его в качестве пространства международного сотрудничества.

Доктор исторических наук, руководитель североевропейского направления Центра североевропейских и балтийских исследований НКСМИ МГИМО Лев Сергеевич Воронков, в свою очередь, обратил внимание на международно-правовые аспекты форума, уникальность данного формата и особенности взаимодействия сторон в Арктике:

 — Прежде всего, стоит отметить, что на сегодняшний день проблемы региона невозможно решить усилиями одной или двух даже наиболее экономически развитых и успешных стран. В этом смысле взаимодействие в арктическом регионе представляет собой полноценный диалог участников, где позиция каждой стороны важна и принципиальна. Арктический диалог предусматривает обсуждение и поиск решения таких важных проблем, как судоходство и обеспечение его безопасности, поисково-спасательные операции, охрана окружающей среды, противодействие контрабанде и незаконной миграции. Очевидно, что ни одна из данных проблем не может быть решена без участия России.

Возвращаясь к самой сути Арктического форума, я бы, прежде всего, хотел подчеркнуть уникальность данного формата. В его основе лежит принцип консенсуса, когда стороны вырабатывают некую компромиссную программу действий, являющуюся обязательной для исполнения. Таким образом, мы имеем дело с эффективным механизмом решения проблем региона.

Одним из важнейших принципов сотрудничества сторон является добровольность. Таким образом, можно говорить о сбалансированности и устойчивости арктического взаимодействия. Стоит отметить, что вопросы международной безопасности находятся за рамками обсуждения сторон, но, вместе с тем, повестка форума является насыщенной и полноценной за счет уже имеющихся тем.

Арктика – это один из немногих регионов, где санкции либо не объявлялись, либо не действовали. Стороны обладают фундаментальными и в целом совпадающими интересами, что означает конструктивное взаимодействие даже в условиях общей напряженности. В частности, уже в период действия международных санкций была достигнута договоренность о совместных мерах по противодействию незаконному вылову рыбы в центральной части Северного Ледовитого Океана и ряд других.

Последний вопрос, который я хотел бы затронуть, — это периодически появляющиеся в информационном пространстве мнения относительно того, что Арктика сегодня – это некое «поле битвы» и геополитического противостояния, нацеленного на разделение зон влияния. Безусловно, доля истины в этом есть, однако, стоит заметить, что территориальные отношения сторон в регионе регулируются Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. На практике это означает, что, если какое-либо государство претендует на расширение собственной территории за счет шельфа, эти претензии должны быть обоснованы и подтверждены соответствующими заключениями экспертов. Иными словами, в Арктике дипломаты начинают свою работу только после ученых, что лишний раз говорит о том, что конструктивный многосторонний диалог в условиях сегодняшней внешнеполитической повестки реален.

 Фото © Артем Геодакян/фотохост-агентство ТАСС

List of Comments

No comments yet.