Селфи-дипломатия и ее эффекты

Featured Image

Юлия Ноздрякова, политолог

Государственная дипломатия имеет множество вариаций: традиционная, публичная, цифровая дипломатия, в том числе твипломатия, хэштег-дипломатия и т.д. Под цифровой дипломатией понимается влияние на зарубежную аудиторию в сети Интернет в рамках мягкой силы. В цифровой среде пользователи самовыражаются по-разному, в том числе, публикуя собственные фотографии – селфи. Селфи политика демонстрирует правдивость события. Однако некоторые авторы полагают, что политики не заинтересованы в коммуникации с пользователями социальной сети, и их селфи – это цифровой аналог политического автопортрета, с целью создания видимости своего престижа для самих же себя.

По сравнению с другими формами цифровой самопрезентации, где информация о пользователе выводится из ряда сигналов (напр. дизайн сайта, контент), селфи непосредственно увязывает образ с реальностью. Значит, практика селфи становится методом самопрезентации государства. Язык селфи, понятный всем пользователям социальных сетей, позволяет странам показывать свой выгодный образ аудитории по всему миру. То есть, селфи государства – его «образ», который транслируется зарубежной аудитории через социальные сети.

В СМИ термин «selfie diplomacy»  появился в 2013 году. Поводом стало селфи Барака Обамы, Дэвида Кэмерона и премьер-министра Дании Хелле Торнинг-Шмидт, которое они сделали во время церемонии по случаю кончины Нельсона Манделы. Это происшествие осуждалось в статьях, журналисты писали о ребячестве политиков. Так термин вошел в заголовки статей, например, в английском журнале Prospect: «The rise of ‘selfie diplomacy’», а на новостном портале NBC news: «‘Selfie’ diplomacy: Obama, Cameron pose for picture with Denmark PM».  В 2015 году СМИ писали о селфи-дипломатии премьер-министра Индии Нарендры Моди (третий по количеству подписчиков (24 млн) в Twitter, второй по количеству подписчиков в  Facebook (36 млн)). Моди запустил хэштэг #SelfiewithModi, чтобы индийцы публиковали свои селфи с его изображениями. Благодаря тому, что в 2015 году он превзошел Б.Обаму по количеству интеракций в пять раз в сети Facebook за счет публикации селфи, ученые стали называть такую популярность «эффектом Моди».

Академическое введение термина «селфи-дипломатия» произошло в 2015 году. В январе в журнале Digital Diplomacy Theory and Practice была опубликована статья И.Мэнора и Э.Сегева под названием «Селфи Америки: как США изображают себя в аккаунтах социальных медиа». Авторы статьи понимали под «селфи-дипломатией» продвижение желаемого образа при помощи социальных медиа и использование всех возможностей языка социальных сетей.

Образ в социальной сети начинается с фотографии профиля. Считается, что фотография профиля и обложки (в Twitter и Facebook) выполняет две основные функции: создание интернет-идентичности и оказание влияния через впечатление на аудиторию. При этом селфи государства создается комплексом фотографий. Определенные характеристики страны транслируются на многих кадрах и конструируют нарратив – государство повествует о самом себе при помощи визуальных материалов, демонстрируя селфи зарубежной аудитории. Единый нарратив позволяет аудитории целостно воспринимать образ страны. То есть, если государство конструирует официальное селфи так, что растет его влияние на зарубежную аудиторию, оно имеет результативную стратегию ведения селфи-дипломатии.

List of Comments

No comments yet.