Все флаги в гости к нам: Ассамблея Межпарламентского союза в колыбели российского парламентаризма

Featured Image

В субботу в Санкт-Петербурге начинает свою работу 137-я Ассамблея Межпарламентского союза, старейшей политической организации мира, объединяющей парламенты 173 стран. В церемонии торжественного открытия планируется участие президента Владимира Путина. Основной площадкой работы Ассамблеи станет колыбель российского парламентаризма — Таврический дворец. Форум продлится с 14 по 18 октября.

Российский парламент на Ассамблее будут представлять сенаторы и депутаты во главе со спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко и председателем Госдумы Вячеславом Володиным. Несмотря на сложные отношения России с другой межпарламентской структурой — ПАСЕ,  в Санкт-Петербург приедут 15 ее членов из 10 стран. Кроме того, право на участие в Ассамблее МПС предоставлено фигурантам ответных российских санкционных списков. «Мы старались создать условия для эффективной работы и выполнили свои обязательства и гарантии по допуску к участию в Ассамблее всех без исключения парламентариев», — подчеркнула Валентина Матвиенко. В повестке — заседания постоянных комитетов по вопросам мира и международной безопасности; по устойчивому развитию, финансам и торговле; по демократии и правам человека; по делам ООН; Ассоциации генеральных секретарей парламентов, а также – Форум женщин-парламентариев и Форум молодых парламентариев.

Межпарламентский союз — старейшая (основана в 1889 году) и одна из наиболее авторитетных и влиятельных международных парламентских организаций, неформальное парламентское измерение ООН. Членами союза являются 173 страны, 11 межпарламентских объединений входят в МПС в качестве ассоциированных членов.
В Ассамблее Межпарламентского союза в Санкт-Петербурге примут участие 157 парламентских делегаций, 95 председателей парламентов из 87 государств мира, около 850 парламентариев, из которых 248 — женщин-парламентариев.

Эксперты с уверенностью говорят, что эта Ассамблея станет самой представительной за всю историю МПС по всем возможным показателям. Обычно Ассамблеи посещают не более 140 парламентских делегаций из 173 парламентов-членов. Это означает, что традиционно 20–30 делегаций не приезжают на ту или иную сессию не в связи с демонстрацией своей политической позиции, а из-за непростой обстановки в стране, выборов различного уровня, отсутствия финансирования.

Что касается 137-й Ассамблеи, то демонстративных отказов принять участие в ней нет, кроме разве что Верховной рады Украины, которая призвала парламенты – члены МПС –не приезжать в Санкт-Петербург. Интересно, что страны, поддержавшие Киев в октябре 2016 года при голосовании против Санкт-Петербурга (Австралия, Новая Зеландия, Эстония, Канада, Швеция), в полном составе планируют прибыть в Санкт-Петербург для работы на Ассамблее, причем некоторые из них – на уровне председателей парламентов.

Всё это свидетельствует о растущей роли Межпарламентского союза как одной из наиболее авторитетных международных площадок. И вместе с тем, о безрезультативной политике антироссийских санкций и бессмысленности тезиса об «изоляции» России. Неудавшийся демарш украинской делегации, буквально навязавшей МПС голосование о проведении ассамблеи в Санкт-Петербурге, еще раз, по мнению экспертов, подтвердил, что парламенты – члены МПС не поддаются на провокации.

Политолог Антон Хащенко подчеркивает, что Россия за последний год серьезно нарастила активность в сфере межпарламентского сотрудничества: и по линии двухсторонних встреч, и на тех площадках, которые сегодня существуют в мире.
По мнению эксперта, для этого есть ряд объективных предпосылок. Во-первых, в мире большое количество угроз, которые надо решать и обсуждать сообща. Во-вторых, несовершенство некоторых площадок (типа ПАСЕ). И в-третьих, внешнеполитическое давление на нашу страну.

«Вообще, нужно отметить рост активности межпарламентского сотрудничества с избранием нового созыва Госдумы и в рамках позиции думского руководства, лично Вячеслава Володина; происходит много контактов».

«Очевидно, что сотрудничество между парламентами в рамках решения международных вопросов – это один из важнейших векторов внешней политики. Классическая дипломатия потеряла свою монополию, с точки зрения международного общения, потому что увеличился масштаб международного общения, гражданское общество активно к этому подключается. Поэтому роль и вес парламентской дипломатии с каждым годом будет расти», – говорит эксперт.

К числу предпосылок усиления парламентской дипломатии Антон Хащенко относит возможность координировать принятие национальными парламентами законодательства по острым вопросам (к примеру, по борьбе с террористами, экстремистами).
Кроме того, важен диалог с тем или иным парламентом. Здесь можно ожидать выстраивания дружеских, доверительных отношений.

«В конечном счете, это влияет на позицию того или иного парламента по тому или иному вопросу международной повестки. Например, с парламентом Израиля было взаимодействие в этому году, и как итог Израиль выступил с осуждением сноса памятников в Польше», – подчеркивает Хащенко.

На полях Ассамблеи МПС в Санкт-Петербурге прошло несколько важных международных встреч, в числе которых парламентская ассамблея Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Парламентский форум БРИКС.

Вячеслав Володин (который как раз является председателем ПА ОДКБ) стал модератором десятого пленарного заседания ассамблеи, участники которого обсудили вопросы сближения национальных законодательств стран ОДКБ по противодействию терроризму и трансграничной преступности, оказания международной правовой помощи по уголовным делам, по борьбе с правонарушениями в информационной сфере.
В этот же день состоялось заседание Совета МПА СНГ, в котором также участвовал спикер Госдумы.

В графике спикера – встречи с коллегами из Бразилии, Индии, Ирака, Конго, Сербии.
Кроме того, Володин провел переговоры со спикером меджлиса (парламента) Ирана Али Лариджани и недавно избранным главой Народного Совета Сирии Хамудом Юсефом Ас-Сабахом.

Кстати говоря, иранцы пригласили Володина в Тегеран. Визит намечен на следующий год.
Председатель Госдумы на этой встрече отметил, что до конца текущего года у них с Лариджани «есть еще возможность встретиться дважды».

«Мы планируем заявление в рамках ООН о поддержке по конференции “Парламентарии против наркотиков”, которая пройдет в начале декабря в Москве, и приглашаем принять в ней участие», — сказал Володин. Кроме того, он сообщил, что «24–25 декабря в Исламабаде пройдет совещание председателей парламентов по вопросам противодействия терроризму». «В нем, насколько я знаю, планируется Ваше участие», — отметил спикер Госдумы, обращаясь к Лариджани.

«Наши межпарламентские отношения должны быть основой, в том числе для того, чтобы законодательно обеспечивать решения, принятые на высшем уровне, чтобы мы лучше понимали друг друга», — добавил Володин.

Спикер Госдумы заявил, что разделяет мнение Лариджани относительно ситуации в мире и, в частности, неэффективности санкций как инструмента давления.

«Ваша оценка ситуации в мире не только заслуживает внимания, но мы ее разделяем. Санкции не могут привести к сближению позиций, не могут улучшить отношения, — сказал Володин. — Те, кто ввел санкции, должны понимать, что это контрпродуктивно; если они считали, что через санкции можно урегулировать ситуацию — наоборот, санкции только обостряют проблему».

В этой связи Володин напомнил, что «непродуманные, ошибочные решения привели к кризису в Ливии, Ираке, Сирии». «Мы с вами видим, какие последствия этих решений испытывают сегодня на себе эти страны и Европа в целом, — констатировал он. — Разрушенные государства, масса жертв, многомиллионные беженцы — вот итог этих шагов и решений, которые были сделаны по отношению к этим странам с целью принести добро, но, оказывается, эта цель была лишь прикрытием».

Спикер Госдумы также отметил, что рост миграции, который спровоцировали указанные конфликты, «несет за собой увеличение проблем, в том числе в области безопасности». «Поэтому было бы правильно в рамках парламентского измерения эти вопросы не только обсуждать, но и принимать решения», — подчеркнул он.

«Мы выступаем против политики двойных стандартов, в этой связи разделяем ваши озабоченности по подходам к ядерной программе Ирана», — обратился Володин к Лариджани. «Конечно, лучше и правильно жить в мире, где эффективно работали бы межгосударственные институты. В этой связи вызывает озабоченность реализовавшаяся в последнее время атака на институты Организации Объединенных Наций, попытка их дискредитации, — подчеркнул спикер. — Считаем, что было бы правильно, наоборот, укреплять такие организации, как ООН, и институты, входящие в нее, а не подвергать их сомнению и дискредитировать».

Председатель Госдумы предложил иранскому коллеге провести под эгидой парламентов конференцию по деловым связям двух стран.

«Ваше предложение о том, чтобы наши межпарламентские отношения имели под собой реальную повестку, в том числе в области экономики, полностью поддерживается», — сказал глава нижней палаты парламента РФ. «Поэтому, если будут предложения по новым форматам выстраивания межпарламентского диалога, где в основе лежали именно связи в экономике, которые мы с вами через парламентское измерение могли бы стимулировать, давайте обсуждать эти вопросы, мы это приветствуем», — подтвердил он.

«Мы можем под эгидой парламентов провести конференцию в области внешнеэкономических связей, развития наших деловых контактов, при этом посмотреть и на их законодательное обеспечение», — продолжил Володин. «Мы готовы поддержать всё то, что ставит целью развитие отношений», — добавил он.

По мнению политолога Александра Конькова, Иран не понаслышке знает, что такое санкции и санкционный режим и насколько они вредят конструктивному взаимодействию и продвижению вперед.

«И с другой стороны, как раз межпарламентский диалог – это хороший пример механизма, который показывает всю бесперспективность любого рода ограничений, любого рода санкций, – сказал эксперт. – Парламентарии являются представителями своего народа, и ограничивая их в действиях, вплоть до персонального характера, системных ограничений, – всё это не способствует ничему другому, кроме как ограничению коммуникации и поиска взаимовыгодных сфер сотрудничества. То, что в рамках межпарламентского союза можно обозначить риски, которые несут санкционные режимы, а с другой стороны, обсудить возможности преодоления соответствующих рисков на межпарламентском уровне, – является важным шагом в направлении поиска оптимальной модели сотрудничества парламентариев как представителей народов и в их диалоге между собой».

Что касается ситуации вокруг Ирана, то она сейчас осложнена готовностью президента Трампа подвергнуть серьезной ревизии ядерную сделку с Тегераном.

В частности, американский лидер намерен призвать Конгресс внести поправки в закон, регламентирующий контроль за выполнением Ираном сделки по атому, обозначив в нем так называемые критические точки, при пересечении которых в отношении Тегерана будут автоматически возобновлены санкции, отмененные в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД).

Эти критические точки, по словам представителей Госдепа, будут касаться «не только непосредственно ядерной программы Ирана, но и таких вещей, как его ракетная программа».

Эксперты напоминают, что Трамп долгое время угрожает торпедировать сделку, которая установила жесткие ограничения на ядерную программу Ирана в обмен на отмену международных санкций. Каждые 90 дней глава государства должен заверять Конгресс, что Иран выполняет взятые на себя обязательства в рамках СВПД. Решение президента не сертифицировать сделку приведет к 60-дневному анализу Конгрессом следующих шагов страны в этом вопросе. Вместе с тем, одностороннее решение американского лидера не приведет к полному расторжению соглашения.

Александр Коньков не готов уверенно прогнозировать, какого рода последствия наступят в плане изменений нормативной конструкции, которая сложилась в ходе сделки, в результате возможного выхода США из договоренности.

«Всё возможно, но никакой обратной силы такого рода решение для двусторонних отношений иметь не должны, и, по крайней мере, если изменения в многостороннем сотрудничестве, связанные с изменением конфигурации иранской сделки и могут наступить, то в любом случае отказываться от возможностей, которые возникли для двусторонних отношений в результате такого рода сделки, было бы недальновидно, – говорит эксперт. – Поэтому я думаю, что у российской стороны нет оснований действовать с оглядкой на решения США в выстраивании своих, российско-иранских отношений, и поэтому Россия, скорее всего, будет следовать тем приоритетам, которые уже обозначились для нашего двустороннего сотрудничества по итогам заключения этой сделки».

Россия сделает всё, чтобы 137-я Ассамблея Межпарламентского союза прошла без каких бы то ни было попыток давления и навязывания своих позиций кем-либо из участников как во время дискуссий, так и при принятии документов, отметила на днях спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Она подчеркнула, что ассамблея МПС призвана консолидировать, а не разъединять парламенты и парламентариев, международное сообщество. «Таков наш девиз как принимающей стороны, и мы ему неукоснительно следуем», — добавила спикер Совфеда.

По словам Матвиенко, она рассчитывает, что МПС выступит против наращивания силы и в поддержку мирного урегулирования всех международных проблем.

В свою очередь, спикер нижней палаты Вячеслав Володин отметил, что на несколько предстоящих дней Санкт-Петербург становится парламентской столицей мира. Подавляющее большинство экспертов разделяет эту точку зрения.

Источник: Politanalitika

List of Comments

No comments yet.