Путин 4.0: осмысливание будущего

Featured Image

Александр Коньков

Владимир Путин в четвёртый раз вступил в должность Президента Российской Федерации 7 мая и почти через месяц впервые в рамках своего нового срока полномочий выехал за пределы России. 5 июня он посетил с рабочим визитом Австрию, а 8-10 июня – с государственным визитом Китай, где также принял участие в саммите Шанхайской организации сотрудничества. После формирования правительства и определения ключевых приоритетов внутреннего развития Россия выражает готовность остановить усиление внешней конфронтации и расширить пространство диалога.

Рука дружбы

Как правило, наблюдатели уделяют особое внимание первой после официального вступления в должность зарубежной поездке лидера – считается, что она определяет вектор его последующей внешней политики. Несмотря на условный символизм традиции, международная практика, как правило, её поддерживает, и Россия здесь не исключение: как бы ни складывалась внешняя политика Москвы в ХХI веке, каждый новый президентский срок открывался визитом в «ближнее зарубежье» — одну из стран постсоветского пространства, традиционно занимающего особое место в международных приоритетах Российской Федерации.

Первый визит Президента Путина в 2000 году состоялся в Узбекистан, в 2004 году – на Украину, которая принимала встречу лидеров стран, формировавших Единое экономическое пространство – будущий Евразийский экономический союз (проходило это в тогда ещё украинском Крыму). В 2008 году Президент Медведев совершил свой первый визит в Казахстан. В 2012 году по пути в Германию и Францию Владимир Путин на несколько часов остановился в Белоруссии, которая и стала на тот момент первым посещённым зарубежным государством.

Выбор Австрии в нынешний раз явно выпадает из прежнего контекста. Мало того, что не ближнее зарубежье, не русскоязычная страна, — так ещё и государство Запада, член ЕС, участник антироссийских санкций. Однако именно столь необычное направление имеет и ряд вполне логичных объяснений, и привлекаемое подобной беспрецедентностью внимание – отнюдь не ключевое, хотя, безусловно, имеющее значение.

Формальным поводом для визита послужило 50-летие начала поставок российского газа в Австрию и Западную Европу в целом. Энергетическое сотрудничество остаётся гарантией взаимного интереса России и Европы, и то, что, начавшись в Австрии в разгар холодной войны, оно в Австрии же спустя полвека подтверждает свою актуальность (вновь на фоне не самых простых отношений) – весьма симптоматично. Однако дело не только в этом. Австрия всегда стояла особняком как внутри Евросоюза, так и на Западе в целом в силу своего нейтрального статуса: с 1955 года эта страна провозгласила и последовательно соблюдает военно-политический нейтралитет, избегая принятия той или иной стороны в чужих конфликтах. Кроме того, Вена – один из ключевых центров глобального управления, здесь располагаются штаб-квартиры многих крупнейших международных институтов: ряд организаций ООН (МАГАТЭ, ЮНИДО, Управление по наркотикам и преступности, Управление Верховного комиссара по делам беженцев и др.), а также ОПЕК и ОБСЕ.

Помимо той роли, которую Австрия играет на международной арене, весьма показательно и её актуальное внутриполитическое положение. После недавних выборов правительство было сформировано на основе коалиции Австрийской народной партии и Австрийской партии свободы – консерваторов, выступающих за самостоятельную позицию Австрии по ключевым вопросам региональной и международной повестки. При этом канцлер Себастьян Курц, став самым молодым главой правительства в мире, очевидным образом олицетворяет новое поколение европейских политиков – современных, динамичных прагматиков, выступающих в поддержку традиционных ценностей. Именно таким все годы своего пребывания в политике старался быть и Владимир Путин.

В то время, как весь мир пытается обнаружить российского преемника Путина, для него самого важнее обеспечить трансфер не столько своей власти и влияния (что, как он вновь подчеркнул и по итогам очередной «прямой линии» 7 июня, будет определяться исключительно волей российского народа), сколько своего видения миропорядка, основанного на суверенитете, взаимоуважении и здравом смысле. В этом смысле Курц – заметный претендент на политическую преемственность Путина.

То, что Австрия Курца не поддалась на геополитические провокации и не стала, как ряд других европейских стран, высылать российских дипломатов просто из солидарности с громкими обвинениями Лондона (которые и по сей день не получили убедительных доказательств), — лишний повод увидеть в визите Путина готовность и способность России вести диалог даже с теми, кто с ней не согласен. Самое главное, как представляется, первый после инаугурации зарубежный визит на Запад – это протянутая рука мира и дружбы, которой Путин предлагает обнулить взаимные обиды и претензии и совместно решать накопившиеся проблемы.

Последовавшая после Австрии поездка в Китай – тем более, в рамках самого высокого – государственного – статуса визита, демонстрирует уверенное балансирование России между Западом и Востоком: собственная линия остаётся неизменной, а механизмы сопряжения с ней легко находятся на разных полюсах современной политической нарты мира. Широко тиражируемая сейчас информация о возможной встрече Путина с Трампом также на площадке Вены свидетельствует о развитии той же логики.

Более того, Россия не просто умеет развивать отношения с Западом и Востоком – она сама по себе остаётся Западом и Востоком: одновременно с саммитом переживающей очевидный кризис «западной семёрки» в Канаде – в Китае прошла встреча «восточной восьмёрки» Шанхайской организации сотрудничества, и Россия там – единственная, кто имеет опыт работы в обоих форматах (и не скрывает предпочтений в отношении последнего).

Сделать всё для России

На свой четвёртый президентский срок Владимир Путин заступил с беспрецедентной поддержкой, полученной им в ходе выборов: за него отдали свой голос более 56 млн россиян, что составило 76% от всех принявших участие в голосовании. В своей инаугурационной речи в Кремле 7 мая он говорил о необходимости улучшить жизнь всех жителей страны и своей ответственности – не только перед теми, кто голосовал за него или против него, но и перед предками и тысячелетней историей России. Именно история, по словам Путина, свидетельствует о способности страны подобно птице фениксу возрождаться после самых тяжёлых испытаний и достигать небывалых высот. Сам посыл и этого выступления – «Сделать всё для России», и всей предшествовавшей избирательной кампании был чётко ориентирован на внутренние задачи: на прорыв в развитии, на укрепление экономики и социальной сферы, на рост уровня жизни и самореализации россиян. Вся внешнеполитическая тематика как будто отходит на второстепенный, вспомогательный план.

В день вступления в должность 7 мая Владимир Путин подписал и первый указ – «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», определяющий контуры политики страны на предстоящие шесть лет. В день прошлой инаугурации 7 мая 2012 года Путиным была подписана целая серия из одиннадцати «майских указов», которые все последующие годы были главным ориентиром для политиков и чиновников, и где речь шла обо всём – от ЖКХ до внешней политики. В это раз указ один, и приоритеты сконцентрированы сугубо внутри страны.

В «майском указе-2018» определены 9 национальных целей развития и 12 национальных проектов (программ), а также отдельный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Среди национальных целей: повышение продолжительности жизни до 80 лет, снижение в два раза уровня бедности, внедрение цифровых технологий и вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. Национальные проекты формулируются для демографии, здравоохранения, образования, экологии, науки, цифровой экономики и др. Единственный проект, ориентированный вовне, — «Международная кооперация и экспорт», имеет чёткое экономическое измерение, включающее рост несырьевого экспорта и завершение формирования общего рынка в рамках Евразийского экономического союза.

Налицо два самостоятельных тренда, которые можно обозначить по итогам первого месяца четвёртого президентского срока Владимира Путина. Эти тренды не новы с точки зрения хорошо известных и давно практикуемых им подходов, однако они концентрируют видение, к которому Россия будет стремиться в ближайшие годы: сосредоточенность на эффективности внутреннего развития, ориентированного на созидательный результат. Его успеху будет способствовать разрядка во внешней среде, которая могла бы зафиксировать сложившийся статус-кво и отказ от дальнейшего повышения ставок в глобальном противостоянии.

Александр Коньков – директор Rethinking Russia.

List of Comments

No comments yet.