День России

Какие первые ассоциации возникают при слове «Россия»? Какой зрительный ряд? Несомненно, миллионам людей сразу вспомнятся Спасская башня с курантами и рубиновой звездой, мерные зубцы Кремлевской стены на Красной площади, храм Василия Блаженного. Всплывут в памяти и стрелка Васильевского острова, Петропавловская крепость, шпиль Адмиралтейства с корабликом. Мелькнут перед глазами купола Ферапонтова монастыря, играющие на северном солнце. Древняя церковь Покрова на Нерли. Новгородский кремль. Но Россия – это еще и Памятник затопленным кораблям в Севастополе. Затонувшим, но не сдавшимся. Это и «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде. А также стальная ракета, устремленная ввысь. Россия – это не только красота и гармония, но и воля, интеллект, целеустремленность, героизм.
Есть «экспортные» представления о «загадочной русской душе» – о «рулетке», надежде на авось и вечном уповании на чудо. Давно примечена и широта русской натуры. «Никогда не заглядывайтесь на вещь, принадлежащую русскому человеку: сколько бы она ни стоила, он вам ее непременно подарит!» – писал Александр Дюма после путешествия по России.
Однако не будем доверять стереотипам: в них есть правда, да не вся. В России не менее важны здравый смысл и дисциплина, ставшие основой крепкой государственности. Наш первый император верил, что русские люди «пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы». И надежды Петра I во многом сбылись.
Математически точный ум, навостренная интеллектуальная оснастка – все это тоже присуще России. Не только разудалый порыв, но и дерзость мысли, пытливый рассудок – таков русский характер. Технологически передовую Россию мы увидели, когда этой весной «у высоких берегов Амура» состоялся первый запуск ракетыносителя с космодрома «Восточный». Миллионы людей воспринимали новости с пусковой площадки как чтото личное. Почти как 55 лет назад, когда Юрий Гагарин открыл космическую эру. Сейчас в амурской тайге строится город для работников самого высокотехнологичного в мире космодрома. Новый город назвали в честь Константина Циолковского – русского учителя, изобретателя, провидца, который не сомневался в том, что именно наш соотечественник станет первым межпланетным путешественником…
«У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» – эти слова Владимира Путина можно считать и своеобразным рыцарским девизом Дня России.
Впрочем, порой мы сталкиваемся с неким представлением о «пагубности» и «убогости» патриотизма. Дескать, патриотизм – это для серой массы, а не для «продвинутых умов». Нередко слышим, что креативный класс космополитичен по определению, а если ктото думает иначе, то он «ватник», ему нет места среди настоящих «креаклов».
«Ты лично сочинял “Евгения Онегина”, открывал периодическую систему элементов, защищал Сталинград? Нет? Тогда какое тебе дело до чьихто свершений?» – вот «логика» тех, кто хочет казаться «гражданином мира», а на самом деле мыслит как перекатиполе.
Убогий подход. Ведь если разобраться, он основан не только на отрицании патриотизма, но и на неприятии любой общности, любого сплачивающего начала. По существу, это отказ от солидарных интересов, крайний, воинствующий индивидуализм, граничащий с неприятием собственных корней, собственной цивилизации.
«Нельзя создать здоровое общество, благополучную страну, руководствуясь принципом “каждый – сам за себя”, следуя примитивным инстинктам нетерпимости, эгоизма и иждивенчества», – сказал президент России, и эти его слова по большому счету явились ответом носителям подобного мировоззрения.
Действительно, может ли страна выжить, поставив во главу угла эгоизм и крайний индивидуализм? Вряд ли. И в 1613-м, и в 1812-м, и в 1941-м – не было бы России, если бы каждый думал только о себе и верил бы только самому себе, не имея перед глазами достойных подражания примеров из прошлого и не стараясь им следовать.
День России – это во многом и праздник нашей истории. И ее знаковые эпизоды – тоже образы страны. Как тут не вспомнить такие грандиозные события, как Крещение Руси, Ледовое побоище, ополчение Минина и Пожарского. А еще Александра Суворова и его «науку побеждать», голос Шаляпина, музыку Чайковского, победный флаг над Рейхстагом, маршала Жукова, объезжающего войска, построенные на Парад Победы, полет Гагарина. И концерт оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в освобожденной Пальмире – чем не событие из этого ряда?
Так уж получилось, что мы ищем образцы в нашей истории. Отсюда – интерес к историческому знанию, к нашему прошлому. Конечно, глупо считать собственной заслугой победы и открытия предков. История дает нам уроки не для того, чтобы мы учились хвастаться. Но вспомним слова Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».
Яркие примеры из прошлого помогают нам поверить в себя, найти силы в «минуты жизни роковые». Так мы получаем мотивацию на созидание, а не прозябание. И первый шаг к успеху – понимание, что мы не из «страны дураков», что летопись жизни нашей Родины – это в большей степени история успеха, нежели «хождение по мукам». История взлетов – несмотря ни на что. Уж такое это упрямое слово – «Россия».
Этот материал был опубликован в журнале «Историк»
List of Comments
No comments yet.