Весенняя сессия Госдумы: новое качество работы

Featured Image

Состоялось официальное открытие весенней сессии работы Госдумы. На пленарном заседании перед парламентариями выступил спикер Вячеслав Володин, отметивший, что «эта сессия — важнейший этап и фундамент нашей работы на все ближайшие годы». В рамках весенней сессии состоится 40 пленарных заседаний парламента и 6 региональных недель. Об основных целях и задачах, стоящих перед Госдумой в рамках весенней сессии МАЦ «Rethinking Russia» рассказал Директор по исследованиям фонда ИСЭПИ Александр Пожалов.

Открывшаяся сессия Госдумы – первая полноценная сессия для депутатов нового созыва. Она впервые продлится до конца июля, депутатам предстоит интенсивно работать над реализацией декабрьского Послания Президента Федеральному Собранию РФ, а кроме того, в повестке окажется много социально чувствительных законопроектов от правительства.

Осенью 2016 г. из-за выборов депутаты работали всего два с половиной месяца. Основное их внимание было уделено процедурным вопросам организации своей работы и правительственным инициативам. Ведь благодаря переносу выборов с декабря на сентябрь только что избранные депутаты успели полноценно поработать с проектом бюджета на ближайшие 3 года и сопутствующими социальными законопроектами исполнительной власти, но у них было мало времени на разработку и принятие собственных депутатских законопроектов.

Основная задача депутатов Госдумы в весеннюю сессию – продемонстрировать обществу, своим избирателям новое содержательное качество законов, выходящих из парламента. На этом пути депутатам VII созыва предстоит преодолеть три этапа:

1-й этап: наведение порядка и дисциплины в своих рядах, профессионализация депутатского корпуса.

Эта задача с успехом выполнена в осеннюю сессию. Такие меры, как обязательное личное участие депутатов в пленарных заседаниях и комитетской работе, штрафы за прогулы, предварительное обсуждение депутатских инициатив со своими фракциями, чтобы парламент не был генератором скандальных законопроектов – это реализовано уже осенью, поддержано и депутатским корпусом, и, что важнее, избирателями. Рейтинги одобрения Госдумы как института, по данным ВЦИОМ, в конце 2016 г. оказались наивысшими, так как общество увидело: новые депутаты работают.

2-й этап: создание организационных и регламентных условий для вдумчивой законотворческой работы.

В последние месяцы Госдума уделяет этому основное внимание, но этот процесс ещё предстоит завершить. Ужесточён парламентский контроль за содержанием и сроками выпуска правительством подзаконных актов к принимаемым законам – однако нужно посмотреть, как заработает этот механизм. Руководство Госдумы добилось выделения с 2017 г. всем фракциям и комитетам дополнительного финансирования на внешнюю экспертизу рассматриваемых законопроектов – но ещё предстоит сформировать экспертные советы при спикере Госдумы и во всех комитетах, встроить в систему экспертизы будущий состав Общественной палаты РФ (с февраля начнётся формирование нового её состава), обеспечить полноценную экспертизу проектов поправок перед решающими вторыми чтениями. Видимо, понадобится изменить регламент, чтобы отказаться от нежелательной практики ускоренного рассмотрения законопроектов сразу во 2-м и 3-м чтениях, особенно когда во 2-м чтении в них вносятся содержательные поправки (это создаёт предпосылки для выхода из Госдумы недостаточно ясных законов). Руководство Госдумы ищет способы, как разгрузить депутатов от двух тысяч «зависших» и в основном устаревших законопроектов, доставшихся в наследство от шести предыдущих дум – но не уйдя от принципа парламентской дискуссии и всестороннего обсуждения любых инициатив.

3-й этап: это самая наглядная для общества часть, а именно –  содержательная работа Госдумы по конкретным законопроектам, которые способны привести к росту социального недовольства в случае некорректного применения.

Это, в частности, правительственные законопроекты о платном въезде в города и порядке организации платных парковок, о садоводческих и дачных товариществах, о расселении аварийного жилья и судьбе бесплатной приватизации жилья, о государственных информационных системах учёта школьников и другие. Вокруг них в обществе и СМИ уже существует много негативных ожиданий, которые необходимо развеять уже на уровне конкретных норм самих законов, не оставляя спорные вопросы на уровень подзаконных актов правительства и региональных властей.

Именно результаты работы над этими сложными законопроектами в весеннюю сессию предопределят уровень доверия избирателей к Госдуме в наступившем году и готовность правительства считаться с мнением депутатского корпуса в дальнейшем.

List of Comments

No comments yet.