Госдума России: приоритет качества

Featured Image

Госдума внесла новые поправки в свой регламент, касающиеся законодательной процедуры. Во-первых, отменен единый «час голосования». Теперь решения по всем законопроектам будут приниматься сразу после их обсуждения депутатами в ходе пленарного заседания. Во-вторых, голосование за законопроект во 2-м и 3-м чтении в один день становится исключительной практикой — если ранее оно могло состояться по предложению депутатов, то теперь такое решение принимает лишь Совет Госдумы на основе мотивированного предложения ответственного комитета. Причём даже в порядке исключения не допускается голосование в один день во 2-м и 3-м чтении за законопроекты социального и бюджетного характера, по которым правительство России обязано проинформировать о содержании подзаконных актов до их одобрения в 3-м чтении. Очевидно, что фактический отказ от практики ускоренного принятия законопроектов во 2-м и 3-м чтении повышает уровень законотворческого процесса.

Политолог Глеб Кузнецов считает эти меры логическим продолжением усилий руководства Госдумы VII созыва и спикера Вячеслава Володина по укреплению ответственности депутатов перед своими избирателями:

— Высшей точкой парламентской работы является голосование. При этом голосовать так, как это было раньше, передав карточки коллегам, пакетом, в «единый час» за закон, который они обсуждали не только что — это — не очень красиво. А теперь обсудили закон – проголосовали, есть время  на доработку между чтениями, какие-то переговоры. Это процедурный момент, который оказывает влияние на работу парламента как такового.

Глава Центра содействия законотворчеству Вадим Виноградов, в свою очередь, отмечает аморфность прежней практики принятия законопроектов сразу в двух чтениях:

– В новом регламенте сохранена норма, по которой можно принимать законы во 2-м и 3-м чтении в один день, но после согласований. Исключение — бюджетные и социальные законопроекты. Раньше эта практика вообще никак не была урегулирована. То есть, никаких запретов и ограничений не было. Теперь появились некие ограничения.

В отношении социальных и бюджетных законопроектов регламент изменен, потому что вопросы эти очень чувствительные для граждан, они затрагивают большой круг лиц, и принятие во 2-м и 3-м чтении одновременно сокращает время для доработки таких законопроектов. Ускоренная процедура не позволяет повторно вернуться к рассмотрению законопроекта во втором чтении, если вдруг появятся замечания к тексту. Нынешние изменения не должны осложнить работу депутатов, эти меры направлены на повышение качества законотворчества.

Доктор политических наук,  политолог  Ростислав Туровский также считает внесение изменений в регламент правильными шагами, повышающими качество работы Госдумы:

– Если говорить об отмене единого «часа голосования», то, на мой взгляд, это прекрасная возможность, чтобы Госдуме уйти от образа «машины для голосования», и обеспечить последовательное, более детальное, разумное рассмотрение законопроектов, позволить депутатам больше думать, как и почему они голосуют. Это повышает ценность не только депутатского голоса и депутатской позиции, но и каждого законопроекта. Относительно новой нормы, разделяющей второе и третье чтение социально значимых законопроектов, я могу сказать то же самое. Три раздельных чтения предназначены для того, чтобы каждое из них имело свой собственный смысл. Искусственно ускорять процедуры, чтобы по-быстрому принимать закон, совершенно недопустимо. Это, может быть, несколько усложнит процедуру. Но возрастет ценность решения. При таком последовательном подходе между чтениями будут проводиться необходимые уточнения, особенно в отношении социальных последствий и финансовых и других возможностей для реализации того или иного законопроекта.

Источник: politanalitika.ru

List of Comments

No comments yet.