Новое правительство Болгарии: поиск баланса

Featured Image

Александр Политов, доктор политических наук, Институт региональных и международных исследований (София, Болгария)

Согласно результатам всеобщих выборов, состоявшихся в Болгарии в 2017 году, в 44-е Народное собрание войдут пять политических партий и коалиций.

Партии «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ), возглавляемой бывшим премьер-министром страны Бойко Борисовым, удалось сохранить свой политический вес, достигнув результата, сравнимого с ее результатом на предыдущих выборах. Партия стала очевидным победителем с результатом в 33,54% голосов (95 из 240 мест). Она обеспечила себе стопроцентную поддержку проевропейской части общества.

Болгарская социалистическая партия заняла лишь второе место с результатом в 27,93% голосов (80 мест), несмотря на свои высокие ожидания относительно победы на выборах, особенно возросшие после избрания в октябре 2016 года президентом страны поддерживаемого ей Румена Радева. Партия, вероятно, утратила прежние темпы, когда стала использовать риторику коммунистического периода, озвучивать антиевропейские высказывания, обозначила свою пророссийскую позицию относительно санкций Евросоюза, позволила себе насмехаться над жертвами коммунистических репрессий прошлого и подорвала основы демократии, которая, по словам лидера партии Корнелии Ниновой, отняла у страны многое. Тем не менее, в этом году Болгарской социалистической партии удалось удвоить свой результат по сравнению с прошлым годом.

Официальные переговоры по формированию коалиционного правительства еще не начались, поскольку избранный парламент еще не проводил заседаний, однако неофициальные переговоры, безусловно, уже ведутся. Существуют разные сценарии формирования нового правительства, но среди них можно выделить два наиболее общих: правительство, возглавляемое партией «Граждане за европейское развитие Болгарии» или, если ей не удастся его сформировать, переход мандата к Болгарской социалистической партии, которая заявила, что попытается создать способную к управлению коалицию. ГЕРБ и «Объединенные патриоты» занимают вместе 122 из 240 мест в парламенте, а это очень шаткое большинство. С партией «Воля» они получат весьма комфортное с точки зрения цифр преимущество (134 из 240 мест), однако такая коалиция может оказаться нестабильной, когда дело дойдет до реальных политических решений, а для поддержания баланса внутри правительства будут постоянно требоваться продолжительные торги по каждому из вопросов. Еще сильнее ситуацию осложняет то, что внутри «Объединенных патриотов» существуют разногласия: например, 2 входящие в коалицию партии выражают противоположные мнения относительно санкций Евросоюза в отношении России.

Поговаривают о возможном создании коалиции партии «Граждане за европейское развитие Болгарии» и Болгарской социалистической партии, однако в данный момент такой сценарий кажется не вполне реалистичным, поскольку обе партии, как представляется, потеряют поддержку избирателей по причине невыполнения предвыборных обещаний. Во время предвыборной кампании обе партии заявляли о том, что создание большой коалиции исключено.

Создание экспертного правительства, оправдываемое необходимостью обеспечения стабильности, и поддерживаемое и ГЕРБ и социалистами, также звучит среди вероятных сценариев. Вероятно, этот вариант поддерживают и «Объединенные патриоты». Экспертное правительство будет, по сути, замаскированной большой коалицией. Ее существование будут отрицать, однако на практике обе заинтересованные стороны будут получать от нее политическую выгоду. Это приведет к дальнейшей картелизации болгарской политической системы, а политические элиты станут перерождением бывшей Болгарской коммунистической партии и коммунистических спецслужб. Большая коалиция или экспертное правительство сделает возможным существование парламентской и внепарламентской оппозиции и даже политические волнения. Возможны также другие сценарии, включая создание правительства меньшинства, однако они не могут быть здесь полностью рассмотрены.

Проведение досрочных выборов в краткосрочной перспективе маловероятно, по крайней мере, до окончания срока председательствования Болгарии в Совете Европейского союза в 2018 году.

Одним словом, прошедшие выборы продемонстрировали, что наибольшее число избирателей поддержало проевропейские партии, что является положительной тенденцией для Болгарии, поскольку членство в Евросоюзе представляется единственной адекватной для страны опцией, с точки зрения экономического процветания и соображений безопасности. Основная проблема заключается в том, что ни одной партии, выступавшей за реформу судебной системы, не удалось преодолеть барьер в 4%. Это означает, что одна из самых востребованных в стране реформ будет отложена или и вовсе не будет реализована.

Выборы проходили на фоне очевидного вмешательства Турции в электоральный процесс, что вызвало недовольство всех ключевых участников предвыборной гонки. Подобное же вмешательство России, казалось бы, осталось незамеченным, однако общество все еще говорит о нем. С точки зрения геополитики и стратегии, и Турция и Россия обладают структурными преимуществами и силовыми способностями, которые и вызывают опасения Болгарии и между которыми она не может балансировать. Этот структурный дисбаланс обостряет дилемму безопасности, стоящую перед Болгарией, и стоит (наряду с сокращением военных расходов) за стратегическим выбором в пользу Евросоюза и НАТО.

С точки зрения безопасности, неравное союзничество с Россией или Турцией – нежизнеспособная опция. Единственный вариант для Болгарии – прочно закрепляться в Европейском союзе, где она может чувствовать себя на равных с другими членами и наращивать свое влияние. Евросоюз, с точки зрения безопасности, должен стать геополитическим объединением и гарантом безопасности своих членов путем развития собственного потенциала, который позволил бы уравновесить Россию и Турцию. Наконец, членство ЕС в НАТО также представляется одним из возможных вариантов.

Что касается отношений Болгарии и России, правительство, сформированное партией «Граждане за европейское развитие Болгарии» в качестве старшего партнера, вероятно, будет проевропейским, но стремящимся к конструктивным отношениям с Россией. Оно будет готово к попыткам вмешательства во внутренние дела страны, как это было перед президентскими выборами в октябре 2016 года. Болгарская социалистическая партия, если попадет в правительство, вероятно, не сможет реализовывать политику, за которую выступала в течение предвыборной кампании, если в оппозицию – продолжит развивать свою предвыборную риторику.

Правительство социалистов с большей вероятностью будет проводить политический курс в интересах России, особенно в том, что касается санкций Евросоюза. С подачи России оно может даже препятствовать принятию решений ЕС, действуя как «троянский конь», однако полностью антиевропейская позиция маловероятна. У Болгарской социалистической партии и связанного с ней бизнеса существуют свои интересы в Евросоюзе, несмотря на их антиевропейскую риторику. Поэтому проведение жесткой антиевропейской  политики вряд ли возможно. Более того, бывший лидер партии Сергей Станишев сейчас руководит Партией европейских социалистов, а это будет и дальше сдерживать социалистов в отношениях с Евросоюзом. Таким образом, Болгарская социалистическая партия будет вести одну игру в европейских институтах и другую – во внутренних делах для того, чтобы угодить своему электорату, настроенному в пользу России. Она будет проевропейской для Европы и пророссийской – для России для того, чтобы получить лучшее от обеих сторон, или, как говорят в Болгарии, усидеть на двух стульях, если того потребуют экономические интересы элит.

Младшие партнеры в обоих случаях могут привносить новые факторы, которые, безусловно, могут менять картину и приводить к другим выводам, однако здесь они не рассматриваются.

Таким образом, после парламентских выборов 2017 г. Болгария сохраняет приверженность членству в Европейском союзе, поскольку она видится единственным вариантом для относительного процветания и демократического развития, а вместе с НАТО – для обеспечения безопасности страны. Отношения с Россией и Турцией должны налаживаться в двустороннем формате, но также в соответствии с курсом ЕС. Не стоит забывать, что выстраивание конструктивных отношений – двусторонний процесс. Отношения с Россией и Турцией зависят от понимания ими стратегического выбора Болгарии и соображений безопасности, которые стоят за ним. Если Болгария не будет рассматриваться как постсоветская периферия России, то отношения между двумя странами могут наладиться, вне зависимости от того, какая партия будет находиться у власти. И тогда России не нужно будет поддерживать ставленников для продвижения своих интересов в Болгарии и Европейском союзе.

List of Comments

No comments yet.