Президентские выборы во Франции: кандидаты и их программы

Featured Image

Борис Кагарлицкий

Избирательная кампания во Франции входит в решающую фазу. Представляем вашему вниманию основных кандидатов на пост президента, а также обзор их предвыборных программ.

По сути, выборы 2017 года в первом туре представляют собой три параллельно развивающихся сюжета.

Один из них — самый простой и очевидный: Марин Ле Пен против всех остальных. Здесь всё более или менее просто. Выход Марин Ле Пен во второй тур, по мнению большинства политологов, предрешен, вопрос лишь в том, чем закончится её выступление на этом этапе борьбы.

Причем исход второго тура в значительной мере зависит от того, кто станет её соперником. Именно вокруг этого вопроса разворачивается второй сюжет — соревнование консерватора Франсуа Фийона и центриста Эммануэля Макрона очень мало отличающихся друг от друга по сути своей политики, но предлагающих избирателям совершенно разную электоральную стилистику, что, в свою очередь, определяется различием социальной базы (более консервативной и провинциальной у Фийона, более урбанизированной и молодой у Макрона).

Напротив, на левом фланге первоначально больших сенсаций не ожидалось, хоть крайняя степень упадка и дискредитации Социалистической партии, сумевшей вдобавок выдвинуть на пост президента совершенно беспомощного и безликого кандидата — Бенуа Амона, создала шанс для успеха его соперника харизматичного Жан-Люка Меланшона, выдвинувшегося от Левого Фронта.

Как и следовало ожидать, Меланшон этой возможностью воспользовался, развернув очень энергичную и агрессивную избирательную кампанию. По мере того, как опросы показывали всё худшие результаты у социалистов, начала вырисовываться перспектива третьего электорального сюжета: сможет ли Меланшон обойти Амона и тем самым изменить соотношение сил на левом фланге? На протяжении длительного времени французская компартия, которая и сегодня является ядром Левого Фронта, была значительно сильнее социалистов, но в условиях Холодной войны не имела шансов прийти к власти.

К началу 1970-х ситуация изменилась, социалисты укрепились, а коммунисты ушли среди левых на вторые позиции, что отчасти приветствовалось руководством самой же ФКП, поскольку теперь появлялась возможность создания с их участием левой коалиции, способной претендовать на Елисейский дворец. Что, собственно, и произошло при Франсуа Миттеране, который сумел привести возглавляемый социалистами Союз левых сил к власти в стране. Однако затем наступил период длительной деградации левых партий, которые раз за разом оказывались у власти лишь для того, чтобы проводить праволиберальную политику.

Возмущенные интеллектуалы сразу же заметили, что программа Меланшона почти не отличается от программы Марин Ле Пен. Но вот беда, именно такая программа пользуется поддержкой французов и соответствует интересам трудящегося населения республики.

Осуждение протекционизма и защита свободных рынков в рамках европейской интеграции была фундаментальным принципом левого истеблишмента на протяжении прошедших двух десятилетий. Именно этот курс привел их к нынешней катастрофе. И даже после того, как его провал стал очевидным, особого желания менять политику не наблюдалось.

Пытаясь украсить либеральный экономический курс демагогическими социальными обещаниями, либеральные левые либо искренне не понимают, либо делают вид, будто не понимают очевидный факт, что без радикального изменения экономических условий и правил, без протекционистской защиты национального рынка, стимулирования «реального сектора» и развития производства все любые социальные программы превращаются в набор нелепых благих пожеланий, которые не только невозможно будет стабильно финансировать, но не удастся и эффективно развивать.

Точно также как демонтаж социального государства и развитых форм демократии, возникших после Второй мировой войны, неразрывно был связан с политикой свободного рынка, так и возрождение социального государства неминуемо требует протекционистской экономической политики как условия sine qua non[1] для её проведения. Условия абсолютно необходимого, хоть и недостаточного.

Иными словами, вопрос стоит не о том, нужен ли протекционизм или нет, а о том, какие формы он примет и в чьих интересах будет реализован. Левая экономическая политика требует не просто поддержки внутреннего рынка, а использования контроля над внешней торговлей государства как инструмента общественного преобразования и мобилизации ресурсов для социального развития.

[1] Необходимое условие; букв. «то, без чего невозможно»

Источник: politanalitika.ru

List of Comments

No comments yet.