
ПРАВИЛЬНЫЙ ЗАГОЛОВОК: Путин 4.0: Переосмысление будущего
7 мая Владимир Путин в четвертый раз вступил в должность президента РФ и почти за месяц совершил свой первый за рубежной визит этого срока. 5 июня он совершил рабочий визит в Австрию, а 8-10 июня – государственный визит в Китай, где также принял участие в работе саммита Шанхайской организации сотрудничества. После формирования правительства и определения приоритетов своего внутреннего развития Россия, скорее всего, избежит дальнейшей конфронтации и расширит пространство для диалога.
Дружеская рука
Как правило, наблюдатели обращают особое внимание на самую первую зарубежную поездку лидера после инаугурации: считается, что она намечает будущую внешнюю политику. Несмотря на то, что эта традиция во многом символична, международная практика обычно поддерживает ее, и Россия здесь не исключение: какую бы внешнюю политику Москва ни проводила в 21веке, каждый президентский срок начинается с посещения «ближнего зарубежья» России – одного из постсоветских государств, занимающих особое место среди внешнеполитических приоритетов России.
В 2000 году Владимир Путин совершил свой первый визит в Узбекистан, в 2004 году – в Украину, где проходил саммит лидеров Евразийского экономического пространства (будущего Евразийского экономического союза) (мероприятие проходило в Крыму, который тогда был частью Украины). В 2008 году президент Медведев совершил свой первый визит в Казахстан. В 2012 году по пути в Германию и Францию Владимир Путин провел несколько часов в Беларуси, которая стала первым иностранным государством, которое он посетил.
На этот раз Австрия выпадает из прежнего контекста. Это не только не «ближнее зарубежье», не русскоязычная страна, это еще и западное государство, член ЕС, вводящее антироссийские санкции. Однако даже этот необычный выбор имеет объяснения и внимание, привлеченное этим беспрецедентным шагом, не является ключевым, но все же значимым.
Формальным поводом для визита было выбрано50-летиепоставок российского природного газа в Австрию и Западную Европу. Энергетическое сотрудничество остается гарантией взаимного интереса между Россией и Европой. И то, что она началась в Австрии в разгар холодной войны и подтверждает ее актуальность и в Австрии (опять же, на фоне сложных отношений), вполне симптоматично. Но это не единственная причина. Австрия всегда стояла особняком как в Евросоюзе, так и на Западе в целом благодаря своему нейтральному статусу: с 1955 года эта страна сохраняет военно-политический нейтралитет и избегает принимать ту или иную сторону в чужих конфликтах. Кроме того, Вена является одним из ключевых центров глобального управления: здесь расположены штаб-квартиры многих крупных международных институтов: некоторых агентств ООН (МАГАТЭ, ЮНИДО, Управления ООН по наркотикам и преступности, Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и других), ОПЕК и ОБСЕ.
Помимо той роли, которую Австрия играет на международной арене, показательна ее нынешняя внутриполитическая ситуация. По итогам недавних выборов правительство было сформировано коалицией Австрийской народной партии и Австрийской партии свободы – консерваторов, выступающих за независимую позицию Австрии по ключевым региональным и международным вопросам. В то же время Себастьян Курц, один из самых молодых глав правительств в мире, олицетворяет новое поколение европейских политиков – современных динамичных прагматиков, выступающих за традиционные ценности. Владимир Путин пытался быть таким политиком на протяжении всей своей карьеры.
Пока весь мир пытается раскрыть преемника Путина, для самого российского лидера гораздо важнее обеспечить передачу не просто его власти и влияния (что, как он подчеркивал в ходе так называемой «прямой линии» 7 июня, будет определяться исключительно волей российского народа), а главным образом его видением мирового порядка, основанного на суверенитете, взаимное уважение и здравый смысл. В этом смысле Себастьян Курц является очевидным претендентом на политическую преемственность Путина.
Тот факт, что Австрия Курца не проглотила геополитические приманки и не депортировала, в отличие от других европейских стран, российских дипломатов только в знак солидарности с блокбастерными обвинениями Лондона (которые до сих пор не были предоставлены с доказательствами), является еще одним поводом воспринимать визит Путина как готовность и способность России вести диалог даже с теми, кто с ним не согласен. Видимо, самое главное, что первый визит на Запад после инаугурации – это протянутая рука мира и дружбы, которую Путин предлагает для того, чтобы перезагрузить взаимные обиды и совместно решить существующие проблемы.
Последовавший за Австрией визит в Китай, в частности, в рамках максимально возможного государственного визита, демонстрирует прочный баланс России между Западом и Востоком: ее собственная линия остается прежней, механизмы взаимодействия с Россией легко можно найти на разных полюсах современной политической карты мира. Широко тиражируемая информация о вероятной встрече Трампа и Путина также в Вене представляет собой развитие той же логики.
Более того, Россия не просто умеет развивать отношения с Западом и Востоком – это и Запад, и сам Восток: одновременно с саммитом переживающей очевидный кризис «западной» G7 в Канаде Китай принимал саммит «восточной восьмерки» ШОС. И Россия там единственная страна, которая имеет опыт работы в обоих форматах (и не скрывает своих предпочтений к последнему).
Сделайте все для России
Президент Путин начал свой четвертый президентский срок с беспрецедентной поддержки, которую он получил на выборах: за него проголосовали более 56 миллионов россиян, что составляет 76% всех избирателей. В своей инаугурационной речи в Кремле 7 мая он говорил о необходимости улучшения жизни всех россиян и своей ответственности не только перед теми, кто голосовал за или против него, но и перед предками и тысячелетней историей России. Это история, которая, по мнению Путина, показывает способность страны вернуться к жизни после тяжелейших лишений, как феникс и достичь небывалых высот. Послание этой речи «Сделай все для России» и всей избирательной кампании было сосредоточено на внутренних задачах: прорыве в развитии, укреплении экономики и социальной сферы, росте уровня жизни и самореализации граждан. Казалось, что вопросы внешней политики занимают второе место.
В день инаугурации Владимир Путин подписал свой первый Указ «О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации до 2024 года». Он определяет направления политики страны на предстоящие шесть лет. В день своей предыдущей инаугурации 7 мая 2012 года Путин подписал серию из одиннадцати такназываемых майских указов, которые послужилиосновным ориентиром для всех политиков и чиновников на последующие годы. Они затронули широкий круг вопросов – от ЖКХ до внешней политики.
«Майский указ 2018 года» определяет девять национальных целей развития, двенадцать национальных проектов (программ) и отдельный план развития и расширения системообразующей инфраструктуры. Среди национальных целей: повышение продолжительности жизни до 80 лет, снижение вдвое уровня бедности, внедрение цифровых технологий и вхождение России в топ-5 мировых экономик. Разрабатываются национальные проекты по демографии, здравоохранению, образованию, экологии, науке, цифровой экономике и др. Единственный внешне ориентированный проект «Международная кооперация и экспорт» имеет четкое экономическое измерение, которое включает в себя рост несырьевого экспорта и завершение формирования общего рынка в рамках Евразийского экономического союза.
Две независимые тенденции, которые проявились в результате первого месяца четвертого срока Путина, очевидны. Они не новы с точки зрения его известных и давно отработанных подходов. Тем не менее, они принимают видение, к которому Россия будет стремиться в ближайшие годы: концентрация на эффективности внутреннего развития, ориентированная на конструктивный результат. Разрядка на международной арене, которая могла бы закрепить статус-кво и отказ от повышения ставок в глобальном противостоянии, способствовала бы его успеху.