
В условиях конфронтации Москвы с Западом Министерство обороны России использует ее в качестве инструмента укрепления имиджа армии внутри страны. В частности, он демонстрирует свой военный потенциал и новейшее оружие для противодействия американской ракетной системе в Восточной Европе. Тем не менее, в то время как популярность российских вооруженных сил растет среди населения, на Западе это не так: некоторые сторонники жесткой линии рассматривают Кремль как силу, которая провоцирует новую гонку вооружений.
С начала военной операции Кремля в Сирии Министерство обороны России было в центре внимания. А его новое оружие, представленное президентом Владимиром Путиным 1 марта, вызвало еще больший интерес на Западе и укрепило огласку министра обороны России Сергея Шойгу. На первый взгляд, он, кажется, стремится раскрыть все российские военные достижения своим противникам. Некоторые скажут, что он стремится продемонстрировать новейший военный арсенал России, чтобы запугать Запад. Однако такие спекуляции не рассказывают всей истории: Шойгу может преследовать другие цели.
Гонка вооружений в информационном пространстве
Во-первых, Министерство обороны России хочет изменить свой имидж, чтобы представить себя как надежное агентство, которое идет в ногу с военными технологиями и может проводить эффективную информационную кампанию как внутри, так и за пределами России. Демонстрируя свое новейшее оружие Западу, Россия подразумевает, что она не собирается проигрывать в новой гонке вооружений; она сможет противостоять американским ракетным системам в Восточной Европе и делает все возможное, чтобы мир знал о своих военных достижениях.
Почему Минобороны России стремится к такой огласке? Именно потому, что ее негативный опыт в советское время заставляет Россию пересмотреть свою тактику и стратегию в информационном пространстве. Ведь одной из причин распада Советского Союза стало его поражение в гонке вооружений холодной войны с США. Чрезвычайно высокие расходы на поддержание военного паритета с НАТО стали бременем для советской плановой экономики и привели к ее полному краху. Новое поколение российского руководства пытается убедить свою внутреннюю и внешнюю аудиторию в том, что военная модернизация не повлияет на экономику страны. Современная Россия не копирует самые дорогие военные технологии с Запада, а производит собственную версию ракетного комплекса, которая дешевле, но эффективна, как и их западные аналоги.
Именно этот нарратив пытается продвигать Министерство обороны России. Это можно охарактеризовать как концепцию «прозрачной войны», что означает создание широкой рекламы вокруг деятельности российской армии в интернете и в медиапространстве в целом. Публикуя видео со своих военных, действующих в Сирии, в котором описывается, как они уничтожают исламских террористов, Министерство обороны России обращается к своей аудитории в режиме реального времени, чтобы создать эффект присутствия. В конце концов, кадры самолетов и ракет, уничтожающих исламских боевиков, и интерактивные карты, показывающие российские бомбардировки в Сирии, действительно производят сильный эффект.
В то же время, открыто играя военными мускулами, Москва приглашает западных военных профессионалов оценить свое новое оружие и бросает вызов США, странам НАТО и их союзникам. Это усиливает их внимание и подозрения в отношении наращивания военной мощи России, о чем свидетельствует их реакция на новое оружие Кремля. После обращения Путина к Федеральному собранию бывший директор ЦРУ Майк Помпеосказал в интервью Fox News, что «Америка несет ответственность, и команда национальной безопасности полностью вовлечена в обеспечение того, чтобы мы были готовы защитить Америку от этих угроз». США готовы ответить на любые угрозы со стороны России и «наших подводных лодок, они [русские] не знают, где они находятся, и у них есть возможность уничтожить свою страну, если мы пойдем по этому пути», — заявил глава Стратегического командования США генерал Джон Хайтенво время бюджетных слушаний в Комитете по вооруженным силам Палаты представителей.
Повышение имиджа армии
За несколько лет министр обороны Шойгу улучшил имидж российской армии среди простых людей. «Вежливые люди» или «зеленые человечки» — российские войска, развернутые в Крыму в марте 2014 года для организации референдума — стали символом военного успеха России, по крайней мере, внутри страны.
«Короткая победоносная бескровная кампания» в Крыму в 2014 году и более длительная военная операция в Сирии, начавшаяся в 2015 году, сейчас превращаются в интересное онлайн-шоу, популярное среди россиян. Тем не менее, по определенным причинам они не видят неудач, которые российская армия испытывает во время испытаний нового оружия или во время военных учений.
Исключением могут быть случаи, которые невозможно скрыть, как поражение 7 февраля российских бойцов из группы Вагнера, которые, как сообщается, погибли в результате авиаударов США в сирийском городе Дейр-эз-Зор. И все же этот инцидент не повлиял на имидж Минобороны России в стране, ведь убитые были частными лицами, которые формально не принадлежали к российским вооруженным силам, а воевали в Сирии, чтобы заработать деньги и чем-то зарабатывать на жизнь.
В этой ситуации следует понимать приоритеты Минобороны России: конечная цель информационной кампании – не запугать Запад, а оказать влияние на простых россиян для повышения интереса и уважения к армии. Ведь до российско-западного противостояния российская армия была не очень популярна среди людей, а призывники стремились увернуться от армии. Тем не менее, сегодня количество уклонистов уменьшается.
«Осенью 2014 года более 6 100 призывников были признаны армейскими уклонистами, в то время как весной 2015 года их число сократилось до 3 700, что на 11 процентов ниже. На протяжении нескольких призывных сезонов наблюдается тенденция к снижению — ежегодно наблюдается 20-процентное снижение среди армейских уклонистов», — говорил в сентябре 2016 года начальник отдела Главнойвоенной прокуратуры генерал-майор Александр Никитин.
В 2018 году популярность российской армии достигла исторического максимума за последние 30 лет, свидетельствуют февральские опросыВсероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Большинство россиян считают свою армию одной из лучших в мире, с повышенным индексом боевой эффективности: в 1990-е годы она составляла минус 23 балла, а сейчас достигла 73 пунктов.
Таким образом, Минобороны России использует противостояние Москвы с Западом как инструмент укрепления имиджа армии внутри страны. В частности, он демонстрирует свой военный потенциал и новейшее оружие для противодействия американской ракетной системе в Восточной Европе. Тем не менее, в то время как популярность российских вооруженных сил растет среди населения, на Западе это не так: некоторые сторонники жесткой линии рассматривают Кремль как силу, которая провоцирует новую гонку вооружений.
В этой ситуации сотрудничество, открытость и транспарентность являются наилучшими способами смягчения проблемы новой гонки вооружений и избежания новой войны. Тем не менее, как это ни парадоксально, прозрачность и готовность сотрудничать с западными СМИ, наблюдателями и экспертами могут вызвать негативную реакцию. Публичность может стать рычагом для объяснения внешней политики России для западной аудитории. Тем не менее, если такая тактика создает доверие, это большой вопрос.